ОТСОЕДИНИТЕ КАБЕЛЬ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО (-) ВЫВОДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
СНИМИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СБОРЕ
СНИМИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1
СНИМИТЕ НАПРАВЛЯЮЩУЮ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
Головка Блока Цилиндров -- Снятие |
1. СБРОСЬТЕ ДАВЛЕНИЕ В ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЕ |
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
- Операции по СБРОСУ ДАВЛЕНИЯ В ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЕ выполняются до отсоединения каких-либо деталей топливной системы.
- После выполнения операций по СБРОСУ ДАВЛЕНИЯ В ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЕ давление в топливопроводе остается. При отсоединении топливопровода наложите кусок ткани или аналогичный изолирующий материал поверх фитингов для снижения риска разбрызгивания топлива.
Снимите вещевой ящик в облицовке туннеля пола (см. стр. RAV4_ACA30 RM000001RHJ000X_01_0010.html).
Отсоедините разъем.
![]() |
Запустите двигатель. После останова двигателя поверните замок зажигания в положение OFF (ВЫКЛ).
- УКАЗАНИЕ:
- Может быть выдан код DTC P0171 (излишнее обеднение топлива в системе).
Убедитесь, что двигатель не запускается.
Снимите пробку наливной горловины топливного бака и выпустите воздух из топливного бака.
Подсоедините разъем.
![]() |
Установите вещевой ящик в облицовке туннеля пола (см. стр. RAV4_ACA30 RM000001RHG000X_01_0010.html).
2. ОТСОЕДИНИТЕ КАБЕЛЬ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО (-) ВЫВОДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ |
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
- После отсоединения кабеля от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (-) подождите не менее 90 секунд, чтобы не допустить срабатывания подушки безопасности и преднатяжителя ремня безопасности.
3. СНИМИТЕ КРЫШКУ ОТВЕРСТИЯ КРОНШТЕЙНА РАДИАТОРА |
4. СНИМИТЕ ПРАВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО |
5. СНИМИТЕ НИЖНЮЮ КРЫШКУ ДВИГАТЕЛЯ № 1 |
6. СНИМИТЕ ФАРТУК ПЕРЕДНЕГО КРЫЛА С ПРАВОЙ СТОРОНЫ |
7. СНИМИТЕ КРЫШКУ ДВИГАТЕЛЯ № 1 |
Отверните 2 гайки и снимите крышку.
![]() |
8. СЛЕЙТЕ ОХЛАЖДАЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ |
Ослабьте пробку сливного крана радиатора.
- УКАЗАНИЕ:
- Слейте охлаждающую жидкость в контейнер и утилизируйте ее в соответствии с местными требованиями.
Снимите пробку расширительного бачка радиатора.
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
- Не снимайте пробку расширительного бачка радиатора, пока двигатель и радиатор не остынут. Выброс горячей охлаждающей жидкости и пара под давлением может стать причиной серьезных ожогов.
Ослабьте пробку сливного крана блока цилиндров.
9. СЛЕЙТЕ МОТОРНОЕ МАСЛО |
Снимите крышку маслоналивной горловины.
Снимите пробку для спуска масла и слейте масло в резервуар.
10. СНИМИТЕ КРЫШКУ ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА |
Отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.
![]() |
Отсоедините разъем электровакуумного клапана продувки (VSV).
Отсоедините 4 зажима жгута проводов.
Отсоедините шланг вентиляции картера № 2 от шланга воздушного фильтра.
![]() |
Отсоедините шланг продувочного трубопровода от зажима.
Сведите выступы хомута шланга воздушного фильтра № 1, а затем отсоедините шланг воздушного фильтра № 1 от корпуса дроссельной заслонки.
![]() |
Отсоедините 2 откидных защелки и снимите крышку воздушного фильтра.
![]() |
Снимите фильтрующий элемент воздушного фильтра с корпуса воздушного фильтра.
11. СНИМИТЕ КОРПУС ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ |
Отсоедините шланг продувочного трубопровода от корпуса дроссельной заслонки.
![]() |
Отсоедините перепускной шланг охлаждающей жидкости от корпуса дроссельной заслонки.
Отсоедините перепускной шланг охлаждающей жидкости № 2 от корпуса дроссельной заслонки.
Отсоедините шланг корпуса дроссельной заслонки № 1 от корпуса дроссельной заслонки.
Отсоедините датчик положения дроссельной заслонки и разъем двигателя привода.
Отсоедините зажим жгута проводов.
Отсоедините топливопровод от зажима.
Выверните 4 болта, а затем снимите кронштейн опоры топливопровода и корпус дроссельной заслонки.
![]() |
Снимите прокладку с впускного коллектора.
![]() |
12. ОТСОЕДИНИТЕ ТОПЛИВОПРОВОД |
![]() |
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не изгибайте и не перекручивайте главный топливный патрубок.
Отсоедините топливопровод от зажима топливного патрубка.
Снимите зажим топливного патрубка.
Очистите от грязи разъем топливопровода.
Удерживайте разъем топливопровода, а затем установите SST.
- Специальный инструмент (SST):
- 09268-21010
Поверните SST, чтобы выровнять фиксатор внутри разъема топливопровода с закругленной частью SST.
Вставьте SST в топливопровод и удерживайте его. Продвиньте разъем топливопровода в сторону SST.
Закрепите фиксатор разъема топливопровода на закругленной части SST.
Сдвиньте SST и разъем топливопровода вместе в сторону топливопровода до щелчка, а затем отсоедините топливопровод.
![]() |
Слейте топливо, оставшееся в топливопроводе.
Оберните топливопровод и топливный патрубок полиэтиленовым пакетом, чтобы не повредить отсоединенные детали.
13. СНИМИТЕ ТОПЛИВНУЮ РАМПУ В СБОРЕ |
Снимите 2 зажима жгута проводов.
![]() |
Отсоедините 4 разъема топливных форсунок.
Отверните 2 болта, а затем вытяните топливную рампу вместе с 4 топливными форсунками.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Будьте осторожны, не допускайте падения форсунок при снятии рампы.
![]() |
Снимите 2 распорные втулки топливной рампы с головки блока цилиндров.
![]() |
Снимите 4 изолятора с головки блока цилиндров.
14. СНИМИТЕ ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР |
Отсоедините шланг между штуцером и обратным клапаном от усилителя тормозной системы.
Отсоедините разъем гидравлического клапана изменения фаз.
![]() |
Снимите зажим жгута проводов.
Отсоедините шланг между штуцером и обратным клапаном от зажима вакуумного шланга.
Выверните 5 болтов, отверните 2 гайки и снимите впускной коллектор.
Снимите прокладку с впускного коллектора.
![]() |
15. СНИМИТЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН ВПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА |
Снимите теплозащитный экран впускного коллектора с блока цилиндров.
![]() |
16. СНИМИТЕ ПЕРЕДНЮЮ ВЫПУСКНУЮ ТРУБУ |
Выверните 2 болта, 2 пружины сжатия и снимите переднюю выпускную трубу.
Снимите прокладку с выпускного коллектора.
17. СНИМИТЕ ЩУП ПРОВЕРКИ УРОВНЯ МАСЛА |
18. СНИМИТЕ НАПРАВЛЯЮЩУЮ ЩУПА ПРОВЕРКИ УРОВНЯ МАСЛА |
Выкрутите болт и снимите направляющую.
![]() |
Снимите кольцевое уплотнение с направляющей.
19. СНИМИТЕ ОПОРУ КОЛЛЕКТОРА |
Отверните болт и гайку, после чего снимите стойку.
![]() |
20. СНИМИТЕ ОПОРУ КОЛЛЕКТОРА № 2 |
Отверните болт и гайку, после чего снимите стойку.
![]() |
21. СНИМИТЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН ВЫПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА № 1 |
Отсоедините разъем датчика состава топливовоздушной смеси.
![]() |
Отверните 4 болта и снимите теплозащитный экран.
![]() |
22. СНИМИТЕ КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР В ВЫПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ |
Отверните 5 гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.
![]() |
23. ОТСОЕДИНИТЕ ШЛАНГ РАДИАТОРА № 1 |
Отсоедините шланг радиатора № 1.
![]() |
24. ОТСОЕДИНИТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ ДВИГАТЕЛЯ |
Отсоедините разъемы конденсатора настройки радиоприемника.
![]() |
Отсоедините разъем контактного датчика давления моторного масла.
Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя.
Отсоедините разъем датчика положения распредвала.
Отверните болт и отсоедините провод соединения с массой.
25. СНИМИТЕ ПРАВОЕ УСИЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ |
Выкрутите 4 болта и снимите правое усиление.
26. СНИМИТЕ ПОЛИКЛИНОВОЙ РЕМЕНЬ ВЕНТИЛЯТОРА И ГЕНЕРАТОРА |
С помощью торцевого гаечного ключа на 19 мм (SST) ослабьте натяжитель поликлинового ремня, повернув рычаг по часовой стрелке, затем снимите поликлиновой ремень вентилятора и генератора.
- Специальный инструмент (SST):
- 09216-42010
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Подсоедините SST и инструменты так, чтобы во время работы они находились рядом.
- При установке натяжителя медленно вращайте его по часовой стрелке не менее 3 секунд. Не прикладывайте усилие резко.
- После полной установки натяжителя не прикладывайте усилие большее, чем необходимо.
![]() |
27. СНИМИТЕ РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК РАДИАТОРА |
Отверните 2 болта и снимите расширительный бачок радиатора.
![]() |
28. СНИМИТЕ КРОНШТЕЙН ОПОРНОГО РОЛИКА |
Ослабьте 2 болта и снимите кронштейн вместе с 2 болтами.
![]() |
29. СНИМИТЕ ГЕНЕРАТОР В СБОРЕ |
Отсоедините разъем генератора.
![]() |
Снимите заглушку контакта.
Отверните гайку и отсоедините провод генератора.
Выверните болт и снимите кронштейн зажима жгута проводов.
Снимите зажим жгута проводов.
Отверните 2 болта и снимите генератор.
![]() |
30. СНИМИТЕ ПРАВУЮ ПОДУШКУ ОПОРЫ ДВИГАТЕЛЯ |
Отверните 4 болта, 2 гайки и снимите правую подушку опоры двигателя.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не прикладывайте чрезмерных усилий к возвратной трубке во время снятия правой подушки опоры двигателя.
- УКАЗАНИЕ:
- После снятия правой подушки опоры двигателя сохраняйте зазор, опуская двигатель с помощью телескопического гидравлического домкрата.
![]() |
31. СНИМИТЕ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ В СБОРЕ |
Отсоедините разъемы 4 катушек зажигания.
Выверните 4 болта и снимите 4 катушки зажигания.
![]() |
32. СНИМИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
Отсоедините 2 шланга вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров.
![]() |
Выкрутите 2 болта и отсоедините 2 жгута проводов двигателя.
![]() |
Отверните 8 болтов, 2 гайки и снимите крышку головки блока цилиндров.
![]() |
33. СНИМИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ПОЛИКЛИНОВОГО РЕМНЯ В СБОРЕ |
С помощью телескопического гидравлического домкрата поднимите двигатель.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не поднимайте двигатель выше, чем необходимо.
Отверните болт, гайку и снимите натяжитель поликлинового ремня.
![]() |
34. СНИМИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
![]() |
Отсоедините разъем датчика.
Снимите зажим разъема.
Отсоедините жгут проводов от кронштейна зажима жгута проводов.
Снимите зажим жгута проводов.
Отверните болт и снимите датчик.
35. СНИМИТЕ ПОДДОН КАРТЕРА В СБОРЕ |
Установите крюки № 1 и № 2 для вывешивания двигателя и закрепите их болтами.
- Момент затяжки:
- 38 Н*м{387 кгс*см, 28 фунт-сила-футов}
№ детали Параметр / Устройство № детали Крюк для вывешивания двигателя № 1 12281-28010 Крюк для вывешивания двигателя № 2 12282-28010 Болт 91512-61020
![]() |
Присоедините стропы устройства для подъема двигателя к подъемным кронштейнам и цепному блоку.
Выверните 12 болтов и отверните 2 гайки.
![]() |
Вставьте лезвие SST между картером, крышкой цепного привода и поддоном картера, срежьте нанесенный герметик и снимите поддон картера.
- Специальный инструмент (SST):
- 09032-00100
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить сопрягающиеся поверхности картера, крышки цепного привода и поддона картера.
![]() |
36. УСТАНОВИТЕ ПОРШЕНЬ ЦИЛИНДРА №1 В ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ |
Проверните шкив коленчатого вала так, чтобы совместить метку на нем с синхронизирующей меткой "0" на крышке цепного привода газораспределительного механизма.
![]() |
Убедитесь, что все синхронизирующие метки на зубчатом колесе и звездочке распределительного вала совпадают с надлежащими синхронизирующими метками на крышках подшипников № 1 и № 2, как показано на рисунке.
В противном случае проверните коленчатый вал на 1 оборот (360°) и совместите синхронизирующие метки, как указано выше.
37. СНИМИТЕ РАСПРЕДВАЛ № 2 |
Краской нанесите на цепной привод метки, совпадающие с синхронизирующими метками на ведущей звездочке распределительного вала и на зубчатом колесе распределительного вала.
![]() |
Отверните 2 гайки, снимите натяжитель с прокладкой.
![]() |
Удерживая распределительный вал гаечным ключом, ослабьте установочный болт ведущей звездочки распределительного вала.
![]() |
В несколько приемов равномерно ослабьте затяжку и снимите 10 болтов крышек подшипников в последовательности, показанной на рисунке.
![]() |
Снимите 5 крышек подшипников.
Удерживая распределительный вал № 2 рукой, выверните установочный болт ведущей звездочки распределительного вала.
![]() |
Снимите ведущую звездочку распределительного вала № 2 с распределительного вала, не снимая цепи со звездочки.
Снимите ведущую звездочку распределительного вала с цепного привода ГРМ.
38. СНИМИТЕ РАСПРЕДВАЛ |
В несколько приемов равномерно ослабьте затяжку и снимите 10 болтов крышек подшипников в последовательности, показанной на рисунке.
![]() |
Снимите 5 крышек подшипников.
Снимите распределительный вал и зубчатое колесо распределительного вала, удерживая цепной привод ГРМ рукой.
Привяжите цепной привод ГРМ проволокой, как показано на рисунке.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Необходимо следить, чтобы внутрь крышки цепи привода ГРМ не попали посторонние предметы.
![]() |
39. СНИМИТЕ ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
С помощью SST зафиксируйте шкив и ослабьте болт шкива.
- Специальный инструмент (SST):
- 09213-54015(91651-60855)
09330-00021
![]() |
Снимите ведущее колесо привода газораспределения.
- УКАЗАНИЕ:
- Если необходимо, выверните болт ведущего колеса и снимите ведущее колесо с помощью SST.
- Специальный инструмент (SST):
- 09950-50013(09951-05010,09952-05010,09953-05020,09954-05021)
09950-40011(09957-04010)
![]() |
40. СНИМИТЕ ПРАВЫЙ КРОНШТЕЙН ОПОРЫ ДВИГАТЕЛЯ |
Отверните 3 болта и снимите правый кронштейн опоры двигателя.
![]() |
41. СНИМИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СБОРЕ |
С помощью торцевого ключа E10 torx отверните резьбовую шпильку и снимите натяжитель поликлинового ремня.
![]() |
Выверните 11 болтов и отверните 2 гайки.
![]() |
Снимите крышку цепного привода ГРМ, вставив отвертку между крышкой цепного привода ГРМ, головкой блока цилиндров и блоком цилиндров.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить сопрягающиеся поверхности крышки цепного привода ГРМ, блока цилиндров и головки блока цилиндров.
![]() |
42. СНИМИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1 |
43. СНИМИТЕ НАПРАВЛЯЮЩУЮ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА |
Отверните болт и снимите направляющую цепного привода газораспределительного механизма.
![]() |
44. СНИМИТЕ БАШМАК НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ |
Выверните болт и снимите башмак натяжителя цепи.
![]() |
45. СНИМИТЕ ЦЕПЬ В СБОРЕ |
46. СНИМИТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 |
Выверните 2 болта и снимите успокоитель цепи.
![]() |
47. СНИМИТЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ В СБОРЕ |
Отсоедините разъем гидравлического клапана изменения фаз.
![]() |
Выверните болт и снимите гидравлический клапан изменения фаз.
48. СНИМИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ |
Зажмите распредвал в тисках и проверьте, чтобы зубчатое колесо распределительного вала не вращалось.
![]() |
Закройте виниловой лентой все смазочные отверстия, за исключением отверстия со стороны угла опережения, как показано на рисунке.
Создайте в масляном канале давление около 100 кПа (1,0 кгс/см2, 14 фунтов-сила на кв. дюйм) и проверните распредвал рукой в направлении проточки опережения (против часовой стрелки).
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
- Во избежание разбрызгивания масла закройте отверстия каналов ветошью.
- УКАЗАНИЕ:
- В зависимости от давления воздуха зубчатое колесо распредвала будет вращаться в сторону угла опережения без дополнительного усилия. Кроме того, в случаях, когда подача давления затруднена из-за утечек воздуха через канал, высвобождение стопорного штифта также может быть затруднено.
![]() |
Выверните болт фланца зубчатого колеса распредвала.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не выворачивайте 4 остальных болта.
- При повторной установке зубчатого колеса распредвала сначала освободите стопорный штифт, а затем установите зубчатое колесо.
![]() |
49. СНИМИТЕ ГОЛОВКУ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
С помощью 12-гранного гаечного ключа на 10 мм в несколько приемов равномерно ослабьте и снимите 10 болтов головки блока цилиндров с плоскими шайбами в последовательности, показанной на рисунке.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Если отворачивать болты в неправильной последовательности, головка блока цилиндров может покоробиться или треснуть.
![]() |
Вставьте отвертку с обернутым лентой концом между крышкой головкой блока цилиндров и блоком цилиндров и снимите головку блока цилиндров.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить сопрягающиеся поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров.
![]() |
50. СНИМИТЕ ПРОКЛАДКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
![]() |