УСТАНОВИТЕ КРАН ДЛЯ СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ИЗ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1
УСТАНОВИТЕ САЛЬНИК КРЫШКИ ЦЕПНОГО ИЛИ РЕМЕННОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ИЛИ РЕМЕННОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
Блок Двигателя -- Повторная Сборка |
1. УСТАНОВИТЕ КРАН ДЛЯ СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ИЗ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Нанесите герметик на 2 или 3 нитки резьбы сливного штуцера и установите сливной штуцер в течение 3 минут.
- Момент затяжки:
- 25 Н*м{255 кгс*см, 18 фунт-сила-футов}
Проверните сливной штуцер по часовой стрелке с установленным крутящим моментом так, чтобы ее сливной канал был направлен вниз.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не заливайте охлаждающую жидкость в течение, как минимум, 1 часа после установки.
- Не проворачивайте сливной штуцер более чем на 360° в направлении (b) и не ослабляйте ее после правильной установки.
2. УСТАНОВИТЕ МАСЛОПРИЕМНИК С СЕТЧАТЫМ ФИЛЬТРОМ В СБОРЕ |
Установите новую прокладку и закрепите маслоприемник с сетчатым фильтром болтом и 2 гайками.
- Момент затяжки:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
3. УСТАНОВИТЕ ПОДДОН КАРТЕРА В СБОРЕ |
Удалите весь прежний герметик с контактной поверхности и резьбовых отверстий.
Нанесите герметик в виде валика (диаметр 3,5-4,5 мм (0,1379-0,177 дюйма)), как показано на рисунке.
- Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Установите поддон картера в течение 3 минут после нанесения герметика.
- После установки включайте двигатель не ранее, чем через 2 часа.
![]() |
Установите поддон картера и закрепите его 14 болтами и 2 гайками.
- Момент затяжки:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
4. УСТАНОВИТЕ ПРОБКУ СЛИВНОГО ОТВЕРСТИЯ МАСЛЯНОГО ПОДДОНА |
Установите пробку сливного отверстия масляного поддона с новой прокладкой.
- Момент затяжки:
- 37 Н*м{377 кгс*см, 27 фунт-сила-футов}
5. УСТАНОВИТЕ ЗАДНИЙ САЛЬНИК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Нанесите универсальную консистентную смазку на кромку нового сальника.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Избегайте попадания на кромку посторонних материалов.
С помощью SST запрессуйте новый сальник так, чтобы его поверхность была заподлицо с краем стопора сальника.
- SST
- 09223-15030
09950-70010(09951-07100)
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Сотрите с коленчатого вала лишнюю смазку.
![]() |
6. УСТАНОВИТЕ ПАТРУБОК МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА |
С помощью торцевого шестигранного гаечного ключа на 12 мм установите патрубок масляного фильтра.
- Момент затяжки:
- 30 Н*м{306 кгс*см, 22 фунт-сила-футов}
7. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР В СБОРЕ |
Проверьте и очистите установочную поверхность масляного фильтра.
Нанесите чистое моторное масло на прокладку нового масляного фильтра.
Слегка вверните масляный фильтр, а затем затяните его до контакта прокладки с гнездом.
Затяните масляный фильтр еще на 3/4 оборота с помощью SST.
- SST
- 09228-06501
![]() |
8. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ НАСОС В СБОРЕ |
Введите в зацепление зубья ведущей шестерни масляного насоса с большими зубьями шестерни коленчатого вала и сдвиньте масляный насос.
![]() |
Установите масляный насос с новой прокладкой и закрепите его 5 болтами.
- Момент затяжки:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
9. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Установите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров таким образом, чтобы штамп Lot No. (№ партии) был сверху.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Необходимо убедиться в правильности ориентации.
- Головку блока цилиндров устанавливать аккуратно, чтобы не повредить прокладку нижней частью головки.
![]() |
10. УСТАНОВИТЕ ГОЛОВКУ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
- УКАЗАНИЕ:
- Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в 2 последовательных этапа.
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов головки блока цилиндров.
![]() |
С помощью 12-гранного ключа на 10 мм в несколько проходов равномерно затяните 10 болтов головки блока цилиндров с плоскими шайбами в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- 49 Н*м{500 кгс*см, 36 фунт-сила-футов}
![]() |
Краской отметьте переднюю сторону болтов головки блока цилиндров.
![]() |
Затяните болты головки блока цилиндров еще на 90° в последовательности, показанной на рисунке.
Убедитесь, что нанесенные краской метки повернуты на 90°.
11. УСТАНОВИТЕ ФИЛЬТР ГИДРАВЛИЧЕСКОГО КЛАПАНА ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ |
Убедитесь, что фильтр не загрязнен.
![]() |
Установите фильтр гидравлического клапана изменения фаз на головку блока цилиндров.
Вверните болт, проложив под него новую прокладку.
- Момент затяжки:
- 30 Н*м{306 кгс*см, 22 фунт-сила-футов}
12. УСТАНОВИТЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ В СБОРЕ |
Установите на гидравлический клапан изменения фаз новое уплотнительное кольцо.
Установите гидравлический клапан изменения фаз и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
13. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ |
Соедините зубчатое колесо распредвала и распредвал, не совмещая стопорный штифт со шпоночной канавкой.
![]() |
Осторожно прижимая зубчатое колесо распредвала к распредвалу, поворачивайте его по часовой стрелке, как показано на рисунке. Продвиньте зубчатое колесо дальше так, чтобы штифт вошел в канавку.
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
- Не допускайте, чтобы зубчатое колесо распредвала поворачивалось в сторону угла запаздывания (вправо).
Убедитесь в отсутствии зазора между фланцем зубчатого колеса и распредвалом.
Затяните болт фланца, чтобы закрепить зубчатое колесо распредвала на месте.
- Момент затяжки:
- 54 Н*м{551 кгс*см, 40 фунт-сила-футов}
Убедитесь, что зубчатое колесо распредвала может вращаться в сторону запаздывания (вправо) и фиксируется в положении максимального запаздывания.
14. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО ИЛИ ЗВЕЗДОЧКУ РАСПРЕДВАЛА |
Зажмите распредвал в тисках, установите зубчатое колесо распредвала и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 54 Н*м{551 кгс*см, 40 фунт-сила-футов}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить распредвал.
![]() |
15. УСТАНОВИТЕ РАСПРЕДВАЛ |
Нанесите на шейки распредвала тонкий слой моторного масла.
![]() |
Установите 2 распредвала на головку блока цилиндров, обратив выступы кулачков № 1, как показано на рисунке.
Установите крышки подшипников распредвала.
Проверьте номера и метки на передней кромке. Затяните болты в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- для крышки подшипника № 1:
- 23 Н*м{235 кгс*см, 17 фунт-сила-футов}
- для крышки подшипника № 3:
- 13 Н*м{133 кгс*см, 10 фунт-сила-футов}
![]() |
16. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ В СБОРЕ |
Установите цилиндр № 1 в ВМТ такта сжатия.
Поверните распредвалы за шестигранную часть гаечным ключом так, чтобы совместить точечные метки зубчатых колес распредвалов.
С помощью болта шкива коленчатого вала поверните коленчатый вал так, чтобы шпонка вала оказалась сверху коленчатого вала.
![]() |
Оденьте цепь на ведущую звездочку коленчатого вала, совместив желтое звено с установочной меткой на ведущей звездочке коленчатого вала.
![]() |
С помощью SST установите ведущую звездочку.
- SST
- 09223-22010
![]() |
Оденьте цепь на ведущие звездочки коленчатого вала, совместив желтые звенья с установочными метками на ведущих звездочках коленчатого вала.
![]() |
17. УСТАНОВИТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 |
Установите успокоитель цепи и закрепите его 2 болтами.
- Момент затяжки:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
![]() |
18. УСТАНОВИТЕ БАШМАК НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ |
Установите башмак натяжителя цепи и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 19 Н*м{194 кгс*см, 14 фунт-сила-футов}
19. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1 |
Установите зубчатый диск так, чтобы метка "B" была обращена вперед.
![]() |
20. УСТАНОВИТЕ САЛЬНИК КРЫШКИ ЦЕПНОГО ИЛИ РЕМЕННОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА |
Нанесите универсальную консистентную смазку на кромку сальника.
С помощью SST установите новый сальник таким образом, чтобы его поверхность была заподлицо с краем крышки цепного привода газораспределительного механизма.
- SST
- 09223-22010
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не допускайте попадание на кромку посторонних материалов.
![]() |
21. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ИЛИ РЕМЕННОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА |
Удалите весь прежний герметик с контактной поверхности.
Нанесите герметик в виде сплошного валика (диаметр 3,5–4,5 мм (0,138–0,177 дюйма)), как показано на рисунке.
- Герметик:
- Место установки насоса системы охлаждения:
- Фирменный герметик Seal Packing 1282B от компании Тойота, Three bond 1282B или аналогичный
- Место установки других деталей:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Установите крышку цепного привода в течение 3 минут после нанесения герметика.
- Не запускайте двигатель в течение, по крайней мере, 2 часов после установки крышки цепного привода.
- Будьте внимательны, нанесите на участок D слой герметика строго указанной толщины или объема.
![]() ![]() |
Установите крышку цепного привода газораспределительного механизма и закрепите ее 10 болтами и 2 гайками.
- Момент затяжки:
- Болт A и гайка A:
- 13 Н*м{133 кгс*см, 10 фунт-сила-футов}
- Болт B:
- 19 Н*м{194 кгс*см, 14 фунт-сила-футов}
![]() |
С помощью торцевого ключа "torx" (Е8) вверните резьбовые шпильки.
- Момент затяжки:
- 9,5 Н*м{97 кгс*см, 84 фунт-сила-дюймов}
22. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 В СБОРЕ |
Проверьте, чтобы уплотнительное кольцо было чистым, и установите крюк, как показано на рисунке.
![]() |
Нанесите слой моторного масла на натяжитель цепи, установите его и закрепите 2 гайками.
- Момент затяжки:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Если при установке натяжителя цепи крюк вышел из зацепления с плунжером, установите крюк на место.
![]() |
23. УСТАНОВИТЕ ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Совместите установочную шпонку шкива со шпоночной канавкой шкива и наденьте шкив.
С помощью SST затяните болт шкива.
- SST
- 09960-10010(09962-01000,09963-01000)
- Момент затяжки:
- 138 Н*м{1407 кгс*см, 102 фунт-сила-футов}
![]() |
Проверните коленчатый вал против часовой стрелки, а затем отсоедините штифт плунжера от крюка.
![]() |
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь в том, что плунжер выталкивает башмак.
- УКАЗАНИЕ:
- Если плунжер не выдвигается, с помощью отвертки или пальцем вдавите башмак в натяжитель цепи так, чтобы отсоединить штифт плунжера от крюка и дать плунжеру возможность выдвигаться.
![]() |
24. УСТАНОВИТЕ НАСОС СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ В СБОРЕ |
Установите в крышку цепного привода газораспределительного механизма новое уплотнительное кольцо.
![]() |
Установите насос системы охлаждения и закрепите его 6 болтами.
- Момент затяжки:
- Болт A:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
- Болт B:
- 11 Н*м{112 кгс*см, 8 фунт-сила-футов}
- УКАЗАНИЕ:
- Длина каждого из болтов указана на рисунке.
25. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ ЗАЗОР В ПРИВОДЕ КЛАПАНОВ |
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Будьте осторожны, не вращайте коленчатый вал без натяжителя цепи.
Установите цилиндр № 1 в ВМТ такта сжатия.
![]() |
Нанесите установочные метки на цепь привода газораспределительного механизма и ведущие звездочки распредвала.
Выверните 2 болта и снимите натяжитель цепи.
Удерживая распредвал гаечным ключом или аналогичным приспособлением, ослабьте установочный болт зубчатого колеса распредвала.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Будьте осторожны, чтобы не повредить толкатель клапана.
![]() |
Ослабьте 2 болта крышек подшипников распредвала № 2 в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности и снимите крышки.
![]() |
Снимите зубчатое колесо распредвала, как показано на рисунке.
![]() |
Ослабьте болты крышек подшипников распредвала в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности и снимите крышки.
![]() |
Придерживая цепь привода ГРМ, снимите распредвал.
![]() |
Привяжите цепной привод газораспределительного механизма веревкой, как показано на рисунке.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Будьте осторожны, чтобы не уронить какой-либо посторонний предмет внутрь крышки цепного привода газораспределительного механизма.
![]() |
Извлеките толкатели клапанов.
С помощью микрометра измерьте толщину снятых толкателей клапанов.
![]() |
Вычислите толщину нового толкателя, при которой зазор в приводе клапана будет удовлетворять требованиям.
А Толщина нового толкателя B Толщина используемого толкателя C Измеренный зазор в приводе клапанов - Зазор в приводе клапанов:
- Впуск:
- A = B + (C - 0,20 мм (0,008 дюйма))
- Выпуск:
- A = B + (C - 0,30 мм (0,012 дюйма))
- УКАЗАНИЕ:
- Выберите новый толкатель с ближайшей к рассчитанному значению толщиной.
- Поставляются регулировочные толкатели клапанов 35 размеров с шагом 0,020 мм (0,0008 дюйма), от 5,060 мм (0,1992 дюйма) до 5,740 мм (0,2260 дюйма).
Совместите цветные звенья с установочными метками на ведущих звездочках распредвала, как показано на рисунке, и установите цепной привод газораспределительного механизма на зубчатое колесо распредвала.
![]() |
Проверьте номера и метки на передней кромке. Равномерно затяните болты в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- 13 Н*м{133 кгс*см, 10 фунт-сила-футов}
![]() |
Совместив помеченные краской звенья цепи с установочной меткой на ведущих звездочках распредвала, установите распредвал № 2 на головку блока цилиндров.
![]() |
Временно затяните болт.
![]() |
Проверьте номера и метки на передней кромке. Равномерно затяните болты в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- 13 Н*м{133 кгс*см, 10 фунт-сила-футов}
![]() |
Установите крышку подшипника № 1.
- Момент затяжки:
- 23 Н*м{235 кгс*см, 17 фунт-сила-футов}
Удерживая распредвал гаечным ключом или аналогичным приспособлением, затяните установочный болт зубчатого колеса распредвала.
- Момент затяжки:
- 54 Н*м{551 кгс*см, 40 фунт-сила-футов}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Будьте осторожны, чтобы не повредить толкатель клапана.
![]() |
Проверьте установочные метки на цепи привода газораспределительного механизма и ведущих звездочках распредвала, и совместите канавку на шкиве с установочной меткой на крышке цепного привода, как показано на рисунке.
![]() |
Установите натяжитель цепи.
Проверьте, чтобы уплотнительное кольцо было чистым, и установите крюк, как показано на рисунке.
Нанесите моторное масло на натяжитель цепи и установите его.
- Момент затяжки:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Если при установке натяжителя цепи крюк вышел из зацепления с плунжером, установите крюк на место.
Проверните коленчатый вал против часовой стрелки, а затем отсоедините штифт плунжера от крюка.
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь в том, что плунжер выталкивает башмак.
- УКАЗАНИЕ:
- Если плунжер не выдвигается, с помощью отвертки или пальцем вдавите башмак в натяжитель цепи так, чтобы отсоединить штифт плунжера от крюка и дать плунжеру возможность выдвигаться.
![]() |
26. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров.
![]() |
27. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
Снимите остатки старого герметика (FIPG).
Нанесите герметик Seal Packing в 2 точки, как показано на рисунке.
- Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Крышку головки блока цилиндров нужно установить в течение 3 минут после нанесения герметика.
- Не допускайте попадания моторного масла в течение 2 часов после установки.
![]() |
Установите крышку головки блока цилиндров и кронштейна троса с 2 уплотнительными шайбами и закрепите их 9 болтами и 2 гайками. Равномерно, в несколько приемов затяните болты и гайки.
- Момент затяжки:
- без шайбы:
- 11 Н*м{112 кгс*см, 8 фунт-сила-футов}
- с шайбы:
- 9,0 Н*м{92 кгс*см, 80 фунт-сила-дюймов}
![]() |
28. УСТАНОВИТЕ СВЕЧУ ЗАЖИГАНИЯ |
Установите 4 свечи зажигания с помощью свечного ключа.
- Момент затяжки:
- 25 Н*м{255 кгс*см, 18 фунт-сила-футов}
![]() |
29. УСТАНОВИТЕ САПУН В СБОРЕ |
Установите сапун на крышку головки блока цилиндров.
- Момент затяжки:
- 30 Н*м{306 кгс*см, 22 фунт-сила-футов}
![]() |
30. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ |
Установите прокладку на крышку маслоналивной горловины.
![]() |
31. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ В СБОРЕ |
Установите крышку маслоналивной горловины на крышку головки блока цилиндров.