УСТАНОВИТЕ СЛИВНОЙ КРАН КОЖУХА ВПУСКНОГО ПАТРУБКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
УСТАНОВИТЕ НАПРАВЛЯЮЩУЮ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1
УСТАНОВИТЕ САЛЬНИК КРЫШКИ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СБОРЕ
Блок Двигателя -- Повторная Сборка |
1. УСТАНОВИТЕ ПОДШИПНИК УРАВНОВЕШИВАЮЩЕГО ВАЛА № 1 |
Совместите выступ подшипника с канавкой под выступ и установите 8 подшипников уравновешивающего вала № 1.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не наносите моторное масло на контактные поверхности подшипника № 1 уравновешивающего вала и кожуха уравновешивающего вала.
Обозначения на рисунке *1 Картер с ребрами жесткости *2 Корпус уравновешивающего вала
![]() |
Нанесите на подшипники тонкий слой моторного масла.
2. УСТАНОВИТЕ УРАВНОВЕШИВАЮЩИЕ ВАЛЫ № 1 И № 2 |
Поверните ведомую шестерню № 1 уравновешивающего вала № 1 в направлении вращения до упора.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Проверяйте соответствие меток на ведомых шестернях № 1 и № 2.
Обозначения на рисунке *1 Ведомая шестерня № 1 *2 Ведомая шестерня № 2 *a Метка *b Направление вращения
![]() |
Проверяйте соответствие меток совмещения на уравновешивающих валах № 1 и № 2.
Обозначения на рисунке *1 Уравновешивающий вал № 1 *2 Уравновешивающий вал № 2 *a Метка совмещения
![]() |
Совместите метки совмещения на уравновешивающих валах № 1 и № 2, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *1 Уравновешивающий вал № 1 *2 Уравновешивающий вал № 2 *a Метка совмещения *b Регулировочное отверстие *c Установочная метка
![]() |
Поместите уравновешивающие валы № 1 и № 2 на картер с ребрами жесткости.
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов.
3. УСТАНОВИТЕ КОЖУХ УРАВНОВЕШИВАЮЩЕГО ВАЛА |
В несколько этапов установите и равномерно затяните 8 болтов. Последовательность затяжки показана на рисунке.
- Момент затяжки:
- 22 N*m{220 kgf*cm, 16 ft.*lbf}
![]() |
Отметьте внешнюю сторону болтов краской.
Обозначения на рисунке *a Метка, нанесенная краской Передняя часть двигателя
![]() |
Дотяните болты с поворотом на 90°, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *a Метка, нанесенная краской Передняя часть двигателя
![]() |
Убедитесь, что все метки, нанесенные краской, располагаются под углом 90° к внешней стороне.
4. УСТАНОВИТЕ КАРТЕР С РЕБРАМИ ЖЕСТКОСТИ В СБОРЕ |
Временно затяните установочный болт шкива.
Проворачивая коленчатый вал, установите поршень цилиндра № 1 в положение ВМТ.
Обозначения на рисунке *1 Ведущая шестерня *a Вид спереди *b Шатунные шейки № 1 и № 4 *c Приблизительно 16° *d Установочная метка - УКАЗАНИЕ:
- Убедитесь, что установочная метка на ведущей шестерне уравновешивающего вала располагается, как показано на рисунке.
![]() |
Нанесите герметик в виде сплошного валика (диаметр: 2,5 - 3,0 мм (0,098 - 0,118 дюйма)) в местах, показанных на рисунке.
- Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании TOYOTA, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- После нанесения герметика в течение 3 мин установите картер и в течение 15 мин затяните болты.
- Не запускайте двигатель в течение 2 часов после установки картера.
![]() |
Установите картер с ребрами жесткости так, чтобы регулировочные отверстия на уравновешивающих валах располагались, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *a Установочная метка *b Регулировочное отверстие
![]() |
Нанесите герметик на резьбу болтов C и D.
Параметр / Устройство Длина болта A, C 125 мм (4,92 дюйма) B, D 45 мм (1,77 дюйма) - Герметик:
- Фирменный герметик 1324 от компании Тойота, Three Bond 1324 или аналогичный
![]() |
Временно установите картер с ребрами жесткости и закрепите его 11 болтами.
Равномерно затяните 11 болтов в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- 24 N*m{245 kgf*cm, 18 ft.*lbf}
![]() |
Удалите весь лишний герметик куском чистой ткани.
Проворачивая коленчатый вал, установите поршень цилиндра № 1 в положение ВМТ. Удостоверьтесь, что установочные метки выровнены, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *1 Шпоночная канавка *a Приблизительно 5° *b Установочная метка *c Регулировочное отверстие - УКАЗАНИЕ:
- В качестве установочной метки проштампован знак '○'.
![]() |
Выверните установочный болт шкива.
5. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ НАСОС В СБОРЕ |
Установите новую прокладку масляного насоса и закрепите масляный насос в сборе 3 болтами.
- Момент затяжки:
- 19 N*m{194 kgf*cm, 14 ft.*lbf}
6. УСТАНОВИТЕ ЗАДНИЙ САЛЬНИК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Нанесите универсальную консистентную смазку на кромку нового заднего сальника коленчатого вала.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не допускайте попадания на кромку заднего сальника коленчатого вала посторонних частиц.
С помощью SST и молотка запрессуйте задний сальник коленчатого вала так, чтобы его поверхность была заподлицо с краями блока цилиндров и картера.
- SST
- 09223-15030
09950-70010(09951-07100)
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не допускайте попадания на кромку заднего сальника коленчатого вала посторонних частиц.
- Не ударяйте по заднему сальнику коленчатого вала под углом.
![]() |
7. УСТАНОВИТЕ КОНИЧЕСКУЮ РЕЗЬБОВУЮ ЗАГЛУШКУ № 1 |
Нанесите герметик на 2 или 3 витка конической резьбовой заглушки № 1.
- Фиксатор:
- Фирменный фиксатор 1324 от компании Toyota, Three Bond 1324 или аналогичный
Установите коническую резьбовую пробку № 1 на блок цилиндров.
- Момент затяжки:
- 26 N*m{265 kgf*cm, 19 ft.*lbf}
![]() |
8. УСТАНОВИТЕ ФИЛЬТР ГИДРАВЛИЧЕСКОГО КЛАПАНА ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ |
Убедитесь в отсутствии посторонних частиц на сетке фильтра гидравлического клапана изменения фаз.
С помощью торцевой шестигранной головки на 8 мм установите новую прокладку и фильтр гидравлического клапана изменения фаз с резьбовой заглушкой.
Обозначения на рисунке *1 Фильтр гидравлического клапана изменения фаз *2 Прокладка *3 Резьбовая заглушка - Момент затяжки:
- 30 N*m{306 kgf*cm, 22 ft.*lbf}
![]() |
9. УСТАНОВИТЕ КОЖУХ ВПУСКНОГО ПАТРУБКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ |
Установите новое кольцевое уплотнение и прокладку кожуха впускного патрубка охлаждающей жидкости на кожух впускного патрубка охлаждающей жидкости.
Обозначения на рисунке *1 Кольцевое уплотнение кожуха впускного патрубка охлаждающей жидкости *2 Прокладка кожуха впускного патрубка охлаждающей жидкости
![]() |
Установите кожух впускного патрубка охлаждающей жидкости на блок цилиндров и закрепите 5 болтами, затянув их в порядке, указанном на рисунке.
- Момент затяжки:
- 35 N*m{357 kgf*cm, 26 ft.*lbf}
![]() |
10. ЗАМЕНИТЕ РЕЗЬБОВЫЕ ШПИЛЬКИ |
- УКАЗАНИЕ:
- Если шпилька деформирована, или повреждена резьба, замените шпильку.
С помощью торцевой головки E5 "TORX" выверните резьбовые шпильки.
С помощью торцевой головки E5 "TORX" вверните резьбовые шпильки, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *a Левая сторона *b Передняя сторона - Момент затяжки:
- 5,0 N*m{51 kgf*cm, 44 in.*lbf}
11. УСТАНОВИТЕ СЛИВНОЙ КРАН КОЖУХА ВПУСКНОГО ПАТРУБКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ |
Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы сливного крана кожуха впускного патрубка охлаждающей жидкости.
Обозначения на рисунке *1 Герметик - Герметик-фиксатор:
- Фирменный герметик 1344 от компании Toyota, Three Bond 1344 или аналогичный
![]() |
Установите сливной кран кожуха впускного патрубка охлаждающей жидкости в пределах зоны, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- 25 N*m{255 kgf*cm, 18 ft.*lbf}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Установите сливной кран в течение 3 минут.
- Не добавляйте охлаждающую жидкость в течение 1 часа после установки.
- Для придания трубе правильного положения необходимо повернуть сливной кран на 360 градусов. Не ослабляйте сливной кран при регулировке положения трубы.
- Убедитесь, что труба располагается в пределах диапазона, показанного на рисунке.
![]() |
Установите пробку сливного крана кожуха впускного патрубка охлаждающей жидкости.
- Момент затяжки:
- 13 N*m{130 kgf*cm, 9 ft.*lbf}
12. УСТАНОВИТЕ РАСПОРНУЮ ДЕТАЛЬ ВОДЯНОЙ РУБАШКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Установите распорную деталь водяной рубашки блока цилиндров, как показано на рисунке.
- УКАЗАНИЕ:
- Убедитесь в том, что скос обращен к передней стороне двигателя.
Обозначения на рисунке *a Уклон
![]() |
13. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Установите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров таким образом, чтобы штамп Lot No. (№ партии) был сверху.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Соблюдайте направление установки.
Обозначения на рисунке *a Номер партии
![]() |
14. УСТАНОВИТЕ ГОЛОВКУ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
- УКАЗАНИЕ:
- Установочные болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в 2 последовательных этапа.
Установите головку блока цилиндров в сборе на прокладку головки блока цилиндров.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Во время установки головки блока цилиндров будьте осторожны, чтобы не повредить прокладку.
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки 10 установочных болтов головки блока цилиндров.
Установите 10 плоских шайб и 10 установочных болтов головки блока цилиндров.
Шаг 1:
С помощью 12-гранного ключа на 10 мм в несколько приемов равномерно затяните 10 установочных болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- 70 N*m{714 kgf*cm, 51 ft.*lbf}
Шаг 2:
Краской отметьте переднюю сторону установочных болтов головки блока цилиндров.
Обозначения на рисунке *a Метка, нанесенная краской Передняя сторона двигателя Затяните установочные болты головки блока цилиндров на 90° в той же последовательности, что и на шаге 1.
Убедитесь, что все метки, нанесенные краской, располагаются под углом 90° к внешней стороне.
15. УСТАНОВИТЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ В СБОРЕ |
Нанесите на новое кольцевое уплотнение тонкий слой моторного масла.
Установите кольцевое уплотнение на гидравлический клапан изменения фаз.
Обозначения на рисунке *1 Кольцевое уплотнение
![]() |
Установите гидравлический клапан изменения фаз в сборе и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
![]() |
16. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ |
Состыкуйте зубчатое колесо распредвала и распредвал, не совмещая стопорный штифт со шпоночной канавкой, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *a Стопорный штифт *b Шпоночная канавка
![]() |
Осторожно прижимая зубчатое колесо распредвала к распредвалу, поворачивайте его, как показано на рисунке. Продвиньте зубчатое колесо дальше так, чтобы штифт вошел в канавку.
Обозначения на рисунке *a Вид A *b Стопорный штифт *c Шпоночная канавка - ПРИМЕЧАНИЕ:
- Будьте осторожны, не поворачивайте зубчатое колесо распредвала в сторону угла запаздывания (по часовой стрелке).
![]() |
Убедитесь в отсутствии зазора между фланцем зубчатого колеса распредвала в сборе и распредвалом.
Обозначения на рисунке *a НЕПРАВИЛЬНО *b ПРАВИЛЬНО *c Фланец
![]() |
Затяните болт, зафиксировав на месте зубчатое колесо распредвала.
- Момент затяжки:
- 54 N*m{551 kgf*cm, 40 ft.*lbf}
![]() |
Убедитесь, что зубчатое колесо распредвала может вращаться в сторону запаздывания (по часовой стрелке) и фиксируется в положении максимального запаздывания.
Обозначения на рисунке *a Зафиксируйте
![]() |
17. УСТАНОВИТЕ ЗВЕЗДОЧКУ РАСПРЕДВАЛА |
Зажмите распредвал в тисках, установите ведущую звездочку распределительного вала и закрепите ее болтом.
- Момент затяжки:
- 54 N*m{551 kgf*cm, 40 ft.*lbf}
![]() |
18. УСТАНОВИТЕ ПОДШИПНИК РАСПРЕДВАЛА № 1 |
Очистите установочные поверхности крышки, а также внутреннюю и наружную поверхности подшипника.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не допускайте попадания моторного масла на установочные и тыльные поверхности подшипника.
Совместите выступы и установите подшипник распредвала № 1 на крышку подшипника распредвала № 1.
Обозначения на рисунке *a Захват
![]() |
19. УСТАНОВИТЕ ПОДШИПНИК РАСПРЕДВАЛА № 2 |
Очистите установочные поверхности крышки, а также внутреннюю и наружную поверхности подшипника.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не допускайте попадания моторного масла на установочные и тыльные поверхности подшипника.
Установите подшипник распределительного вала № 2 в гнездо головки блока цилиндров.
![]() |
20. УСТАНОВИТЕ РАСПРЕДВАЛ |
Нанесите на участок шейки тонкий слой моторного масла.
Установите распредвал на головку блока цилиндров, обратив выступы кулачков № 1 в направлении, показанном на рисунке.
![]() |
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крышек подшипников.
Проверьте номера и метки внешней стороны и убедитесь в том, что порядок их расположения соответствует показанному на рисунке. Затем установите крышки подшипников на головку блока цилиндров.
![]() |
В несколько этапов равномерно затяните 10 болтов крышек подшипников в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- Крышка подшипника распредвала № 1:
- 30 N*m{301 kgf*cm, 22 ft.*lbf}
- Крышка подшипника распредвала № 3:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
Обозначения на рисунке *1 Крышка подшипника распредвала № 1 *2 Крышка подшипника распредвала № 3
![]() |
21. УСТАНОВИТЕ РАСПРЕДВАЛ № 2 |
Нанесите тонкий слой моторного масла на шейки распредвала № 2.
Установите распредвал на головку блока цилиндров, обратив выступы кулачков № 2 в направлении, показанном на рисунке.
![]() |
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крышек подшипников.
Проверьте номера и метки внешней стороны и убедитесь в том, что порядок их расположения соответствует показанному на рисунке. Затем установите крышки подшипников на головку блока цилиндров.
![]() |
В несколько этапов равномерно затяните 10 болтов крышек подшипников в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- Крышка подшипника распредвала № 2:
- 30 N*m{301 kgf*cm, 22 ft.*lbf}
- Крышка подшипника распредвала № 3:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
Обозначения на рисунке *1 Крышка подшипника распредвала № 2 *2 Крышка подшипника распредвала № 3
![]() |
22. УСТАНОВИТЕ ШПОНКУ ШКИВА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Установите 2 установочные шпонки шкива коленчатого вала на коленчатый вал.
![]() |
23. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ № 2 В СБОРЕ |
Установите шпонку коленчатого вала в левое горизонтальное положение.
![]() |
Поверните приводной вал масляного насоса так, что вырез оказался обращенным вверх.
Совместите желтые маркированные звенья с установочными метками на зубчатых колесах, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *1 Ведущая шестерня масляного насоса *2 Шестерня приводного вала масляного насоса *3 Отмеченное звено *4 Установочная метка
![]() |
Установите звездочки на коленчатый вал и вал масляного насоса, надев цепь № 2 на зубчатые колеса.
Временно закрепите шестерню приводного вала масляного насоса гайкой.
Вставьте пружину успокоителя в регулировочное отверстие, а затем установите пластину натяжителя цепи и закрепите ее болтом.
Обозначения на рисунке *1 Пружина *2 Пластина натяжителя цепи *3 Болт - Момент затяжки:
- 12 N*m{122 kgf*cm, 9 ft.*lbf}
![]() |
Совместите регулировочное отверстие в шестерне приводного вала масляного насоса с канавкой на масляном насосе.
Обозначения на рисунке *1 Канавка
![]() |
Вставьте штифт диаметром 4 мм в регулировочное отверстие зубчатого колеса приводного вала масляного насоса, чтобы зафиксировать зубчатое колесо на месте, а затем затяните гайку.
- Момент затяжки:
- 30 N*m{306 kgf*cm, 22 ft.*lbf}
Проверните коленчатый вал на 90° по часовой стрелке, чтобы шпонка коленчатого вала оказалась обращенной вверх, как показано на рисунке.
![]() |
24. УСТАНОВИТЕ ВЕДУЩУЮ ЗВЕЗДОЧКУ ЦЕПИ ГРМ НА КОЛЕНЧАТОМ ВАЛУ |
Установите ведущую звездочку цепи газораспределительного механизма на коленчатый вал.
![]() |
25. УСТАНОВИТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 |
Установите успокоитель цепи № 1 и закрепите его 2 болтами.
- Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
26. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ В СБОРЕ |
Установите цилиндр № 1 в ВМТ такта сжатия.
Захватив гаечным ключом шестигранную часть распредвалов, проворачивайте распредвалы так, чтобы синхронизирующие метки на зубчатом колесе распредвала и ведущей звездочке распредвала совпали с передними метками, нанесенными на крышках подшипников № 1 и № 2 распредвала, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *a Установочная метка *b Метка передней стороны Убедитесь, что коленчатый вал располагается так, что его шпонка обращена вверх, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *1 Шпонка коленчатого вала Вверх
Наденьте цепь на ведущую звездочку цепи ГРМ, совместив золотистое или розовое маркированное звено с установочной меткой на коленчатом валу.
Обозначения на рисунке *1 Отмеченное звено *a Установочная метка
![]() |
С помощью SST и молотка вбейте ведущую звездочку цепи ГРМ на коленчатом валу.
- SST
- 09309-37010
![]() |
Совместите звенья с золотистыми или желтыми метками и синхронизирующие метки на зубчатом колесе распредвала и ведущей звездочке распредвала, а затем установите цепь.
Обозначения на рисунке *1 Отмеченное звено *a Установочная метка
![]() |
27. УСТАНОВИТЕ БАШМАК НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ |
Установите башмак натяжителя цепи и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 19 N*m{194 kgf*cm, 14 ft.*lbf}
28. УСТАНОВИТЕ НАПРАВЛЯЮЩУЮ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА |
Установите направляющую цепного привода ГРМ и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
29. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1 |
Установите зубчатый диск датчика положения коленчатого вала № 1 так, чтобы метка "F" была обращена вперед.
![]() |
30. УСТАНОВИТЕ САЛЬНИК КРЫШКИ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА |
С помощью специального инструмента установите новый сальник крышки цепного привода газораспределительного механизма так, чтобы он оказался заподлицо с краем крышки цепного привода газораспределительного механизма.
- SST
- 09223-22010
![]() |
Нанесите на рабочую кромку сальника крышки цепного привода газораспределительного механизма небольшое количество универсальной консистентной смазки.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Зазор между краем крышки цепного привода газораспределительного механизма и сальником крышки не должен содержать посторонних материалов.
31. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СБОРЕ |
Удалите остатки старого герметика и проследите, чтобы масло не попало на соприкасающиеся поверхности крышки цепного привода ГРМ, головки блока цилиндров и блока цилиндров.
Нанесите герметик в виде валика (диаметр 4,0-4,5 мм (0,157-0,177 дюйма)), как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке Герметик - Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Крышку цепного привода газораспределительного механизма следует установить в течение 3 минут после нанесения герметика.
- После установки крышки цепного привода газораспределительного механизма не добавляйте моторное масло, по крайней мере, в течение 2 часов.
![]() |
Нанесите герметик в виде сплошного валика, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *a Диаметр уплотнения: 2,5 - 3,0 мм (0,0984 - 0,118 дюйма) *b Диаметр уплотнения: 3,0 мм (0,118 дюйма) *c Диаметр уплотнения: 4,0 мм (0,157 дюйма) *d Диаметр уплотнения: 4,0 - 4,5 мм (0,157 - 0,177 дюйма) *e Диаметр уплотнения: 4,5 - 5,0 мм (0,177 - 0,197 дюйма) *f Диаметр уплотнения: 5,5 - 6,0 мм (0,217 - 0,236 дюйма) Герметик - - - Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Крышку цепного привода газораспределительного механизма следует установить в течение 3 минут после нанесения герметика.
- После установки крышки цепного привода газораспределительного механизма не добавляйте моторное масло, по крайней мере, в течение 2 часов.
Нанесите герметик-фиксатор на резьбу болта A.
- Герметик:
- Фирменный герметик 1324 от компании Toyota, Three Bond 1324 или аналогичный
Временно закрепите крышку цепного привода газораспределительного механизма 12 болтами и 2 гайками.
Обозначения на рисунке *1 Гайка - Длина болта:
Параметр / Устройство Длина Болт A Длина головки 10 мм составляет 30 мм (1,18 дюйма) Болт B Длина головки 12 мм составляет 30 мм (1,18 дюйма) Болт C Длина головки 14 мм составляет 40 мм (1,57 дюйма)
![]() |
Полностью затяните болты и гайки в порядке, показанном на рисунке.
- Момент затяжки:
- Болт A:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
- Болт B:
- 25 N*m{255 kgf*cm, 18 ft.*lbf}
- Болт C:
- 55 N*m{561 kgf*cm, 41 ft.*lbf}
- Гайка:
- 11 N*m{112 kgf*cm, 8 ft.*lbf}
![]() |
С помощью торцевого ключа E10 "TORX" вверните резьбовую шпильку для натяжителя поликлинового ремня.
- Момент затяжки:
- 22 N*m{220 kgf*cm, 16 ft.*lbf}
![]() |
32. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ПОЛИКЛИНОВОГО РЕМНЯ В СБОРЕ |
Временно установите натяжитель поликлинового ремня и закрепите его гайкой.
Обозначения на рисунке *1 Болт *2 Гайка - ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не поднимайте двигатель выше, чем необходимо.
![]() |
Слегка надавливая вниз на натяжитель поликлинового ремня в точке (А), совместите отверстия в двигателе и натяжителе, как показано на рисунке, и временно вверните болт.
Затяните болт и гайку, чтобы установить натяжитель поликлинового ремня.
Обозначения на рисунке *1 Штифт - Момент затяжки:
- 60 N*m{607 kgf*cm, 44 ft.*lbf}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Затяните болт и гайку в пределах 15 минут после установки крышки цепного привода газораспределительного механизма.
- При замене натяжителя поликлинового ремня новым не следует извлекать штифт.
- Палец может быть снят позже.
![]() |
33. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 В СБОРЕ |
Отпустите храповик, а затем до упора вставьте плунжер и зацепите крюк за штифт с тем, чтобы плунжер оказался в положении, показанном на рисунке.
Обозначения на рисунке *1 Штифт *2 Крепление *a Поднимите *b Нажмите
![]() |
Установите новую прокладку натяжителя цепи и натяжитель цепи № 1, закрепив их 2 гайками.
Обозначения на рисунке Передняя сторона двигателя - Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Если при установке натяжителя цепи крюк вышел из зацепления с плунжером, верните крюк на место.
![]() |
34. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Нанесите тонкий слой моторного масла на кольцевое уплотнение датчика положения коленчатого вала.
Обозначения на рисунке *1 Новое кольцевое уплотнение
![]() |
Установите датчик положения коленчатого вала и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Не перекручивайте кольцевые уплотнения.
![]() |
Установите 2 зажима жгута проводов.
35. УСТАНОВИТЕ ПОДДОН КАРТЕРА В СБОРЕ |
Аккуратно удалите остатки старого герметика, следя за тем, чтобы масло не попало на контактные поверхности блока цилиндров и поддона картера.
Нанесите герметик в виде сплошного валика (диаметром 3,0-4,0 мм (0,118-0,157 дюйма)), как показано на рисунке.
- Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- После нанесения герметика в течение 3 минут установите масляный поддон в сборе и в течение 15 минут затяните болты и гайки.
- Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, двух часов после установки поддона картера.
Обозначения на рисунке *1 Герметик *a Диаметр уплотнения: 4,0 - 4,5 мм
![]() |
Установите поддон картера на блок цилиндров.
Равномерно затяните 12 болтов и 2 гайки в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
![]() |
36. УСТАНОВИТЕ ПРОБКУ СЛИВНОГО ОТВЕРСТИЯ ПОДДОНА КАРТЕРА |
Заверните пробку сливного отверстия с новой прокладкой в масляный поддон.
- Момент затяжки:
- 40 N*m{408 kgf*cm, 29 ft.*lbf}
![]() |
37. УСТАНОВИТЕ НАСОС СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ В СБОРЕ |
Удалите весь старый герметик с контактных поверхностей.
Нанесите непрерывную линию герметика, как показано на рисунке.
Обозначения на рисунке *1 Герметик - Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing 1282B от компании Тойота, Three bond 1282B или аналогичный
- Номинальный диаметр уплотнения:
- 2,2 - 2,5 мм (0,0866 - 0,0984 дюйма)
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Необходимо установить детали в течение 3 минут после нанесения герметика. В противном случае материал придется удалить и нанести повторно.
![]() |
Установите насос системы охлаждения двигателя и 2 кронштейна зажимов жгута проводов и закрепите их 4 болтами и 2 гайками.
Обозначения на рисунке *1 Кронштейн зажима жгута проводов - Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
![]() |
38. УСТАНОВИТЕ ШКИВ НАСОСА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ |
С помощью SST установите шкив насоса системы охлаждения и заверните 4 болта.
- SST
- 09960-10010(09962-01000,09963-00700)
- Момент затяжки:
- 26 N*m{265 kgf*cm, 19 ft.*lbf}
![]() |
39. УСТАНОВИТЕ ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
С помощью SST зафиксируйте шкив на месте и затяните болт.
- SST
- 09213-54015(91651-60855)
09330-00021
- Момент затяжки:
- 180 N*m{1835 kgf*cm, 133 ft.*lbf}
![]() |
Проверните коленчатый вал против часовой стрелки, а затем отсоедините крюк от штифта.
Обозначения на рисунке *1 Крепление *2 Штырь *a Поверните *b Отсоедините
![]() |
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь в том, что плунжер выдвигается.
Обозначения на рисунке *1 Плунжер *a Выдвижение *b Поверните
![]() |
40. ПРОВЕРЬТЕ ЗАЗОР В ПРИВОДЕ КЛАПАНОВ |
Проверьте только указанные клапаны.
Обозначения на рисунке *a ВМТ такта сжатия цилиндра № 1 *b Со стороны впуска *c Со стороны выпуска Щупом измерьте зазоры между толкателями клапанов и распредвалом.
- Номинальный зазор в приводе клапанов (на холодном двигателе):
Параметр / Устройство Заданные условия Впуск 0,19-0,29 мм (0,00748-0,0114 дюйма) Выпуск 0,38-0,48 мм (0,0150-0,0189 дюйма)
Задокументируйте все не удовлетворяющие техническим условиям результаты измерений зазоров в приводах клапанов. В дальнейшем они потребуются для выбора подходящих толкателей клапанов при замене.
![]() |
Проверните коленчатый вал на 1 оборот (360°) и установите поршень цилиндра № 4 в ВМТ такта сжатия.
Проверьте только указанные клапаны.
Обозначения на рисунке *a ВМТ такта сжатия цилиндра № 4 *b Со стороны впуска *c Со стороны выпуска Щупом измерьте зазоры между толкателями клапанов и распредвалом.
- Номинальный зазор в приводе клапанов (на холодном двигателе):
Параметр / Устройство Заданные условия Впуск 0,19-0,29 мм (0,00748-0,0114 дюйма) Выпуск 0,38-0,48 мм (0,0150-0,0189 дюйма)
Задокументируйте все не удовлетворяющие техническим условиям результаты измерений зазоров в приводах клапанов. В дальнейшем они потребуются для выбора подходящих толкателей клапанов при замене.
![]() |
41. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ ЗАЗОР В ПРИВОДЕ КЛАПАНОВ |
Снимите распредвал (Нажмите здесь).
Извлеките толкатели клапанов.
- УКАЗАНИЕ:
- Расположите толкатели клапанов в том же порядке, что и до снятия.
С помощью микрометра измерьте толщину снятых толкателей клапанов.
![]() |
Вычислите толщину нового толкателя клапана, чтобы зазор в приводе клапанов соответствовал предписанному диапазону.
- Толщина нового толкателя:
Параметр / Устройство Технические характеристики Впуск A = B + (C - 0,24 мм (0,00945 дюйма)) Выпуск A = B + (C - 0,43 мм (0,0169 дюйма))
ПРИМЕР ВЫЧИСЛЕНИЙ (для впуска):А Толщина нового толкателя B Толщина используемого толкателя C Измеренный зазор в приводе клапанов - Измеренный зазор в приводе впускных клапанов = 0,40 мм (0,0157 дюйма)
(Измеренный зазор - требуемый зазор = дополнительный зазор) - 0,40 мм (0,0157 дюйма) - 0,24 мм (0,00945 дюйма) = 0,16 мм (0,00630 дюйма)
- Измеренная толщина используемого толкателя = 5,250 мм (0,207 дюйма)
- Толщина нового толкателя = 5,410 мм (0,2130 дюйма)
(Дополнительный зазор + толщина используемого толкателя = идеальная толщина нового толкателя) - 0,16 мм (0,00630 дюйма) + 5,250 мм (0,207 дюйма) = 5,410 мм (0,2130 дюйма)
- Толщина наиболее подходящего нового толкателя = 5,420 мм (0,2134 дюйма)
- Выбирается толкатель № 42
Выберите новый толкатель с ближайшей к рассчитанному значению толщиной.
- УКАЗАНИЕ:
- Выпускаются толкатели 35 размеров от 5,060 до 5,740 мм (от 0,1992 до 0,2260 дюйма), с шагом 0,020 мм (0,000787 дюйма).
- Внутри толкателей клапанов указываются идентификационные номера, отражающие толщину с точностью до 2 знаков после запятой (на рисунке показан толкатель с толщиной 5,420 мм (0,2134 дюйма)).
![]() |
Таблица для выбора толкателей впускных клапанов
Толщина нового толкателя Номер толкателя Толщина, мм (дюйм.) Номер толкателя Толщина, мм (дюйм.) Номер толкателя Толщина, мм (дюйм.) 06 5,060 (0,1992) 30 5,300 (0,2087) 54 5,540 (0,2181) 08 5,080 (0,2000) 32 5,320 (0,2094) 56 5,560 (0,2189) 10 5,100 (0,2008) 34 5,340 (0,2102) 58 5,580 (0,2197) 12 5,120 (0,2016) 36 5,360 (0,2110) 60 5,600 (0,2205) 14 5,140 (0,2024) 38 5,380 (0,2118) 62 5,620 (0,2213) 16 5,160 (0,2031) 40 5,400 (0,2126) 64 5,640 (0,2220) 18 5,180 (0,2039) 42 5,420 (0,2134) 66 5,660 (0,2228) 20 5,200 (0,2047) 44 5,440 (0,2142) 68 5,680 (0,2236) 22 5,220 (0,2055) 46 5,460 (0,2150) 70 5,700 (0,2244) 24 5,240 (0,2063) 48 5,480 (0,2157) 72 5,720 (0,2252) 26 5,260 (0,2071) 50 5,500 (0,2165) 74 5,740 (0,2260) 28 5,280 (0,2079) 52 5,520 (0,2173) - - - Номинальный зазор в приводе впускных клапанов (в холодном состоянии):
- 0,19-0,29 мм (0,00748-0,0114 дюйма)
Толщина установленного толкателя составляет 5,250 мм (0,2067 дюйма), а измеренный зазор равен 0,400 мм (0,0157 дюйма). Толкатель толщиной 5,250 мм (0,2067 дюйма) должен быть заменен новым толкателем № 42.
Таблица для выбора толкателей выпускных клапанов
Толщина нового толкателя Номер толкателя Толщина, мм (дюйм.) Номер толкателя Толщина, мм (дюйм.) Номер толкателя Толщина, мм (дюйм.) 06 5,060 (0,1992) 30 5,300 (0,2087) 54 5,540 (0,2181) 08 5,080 (0,2000) 32 5,320 (0,2094) 56 5,560 (0,2189) 10 5,100 (0,2008) 34 5,340 (0,2102) 58 5,580 (0,2197) 12 5,120 (0,2016) 36 5,360 (0,2110) 60 5,600 (0,2205) 14 5,140 (0,2024) 38 5,380 (0,2118) 62 5,620 (0,2213) 16 5,160 (0,2031) 40 5,400 (0,2126) 64 5,640 (0,2220) 18 5,180 (0,2039) 42 5,420 (0,2134) 66 5,660 (0,2228) 20 5,200 (0,2047) 44 5,440 (0,2142) 68 5,680 (0,2236) 22 5,220 (0,2055) 46 5,460 (0,2150) 70 5,700 (0,2244) 24 5,240 (0,2063) 48 5,480 (0,2157) 72 5,720 (0,2252) 26 5,260 (0,2071) 50 5,500 (0,2165) 74 5,740 (0,2260) 28 5,280 (0,2079) 52 5,520 (0,2173) - - - Номинальный зазор в приводе выпускных клапанов (в холодном состоянии):
- 0,38-0,48 мм (0,0150-0,0189 дюйма)
Толщина установленного толкателя составляет 5,340 мм (0,2102 дюйма), а измеренный зазор равен 0,510 мм (0,0201 дюйма). Толкатель толщиной 5,340 мм (0,2102 дюйма) должен быть заменен новым толкателем № 42.
Установите выбранный толкатель клапана.
Установите распредвал (Нажмите здесь).
42. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДВАЛА |
Нанесите тонкий слой моторного масла на кольцевое уплотнение датчика положения распредвала.
Обозначения на рисунке *1 Кольцевое уплотнение
![]() |
Установите датчик положения распредвала и закрепите его болтом.
- Момент затяжки:
- 9,0 N*m{92 kgf*cm, 80 in.*lbf}
![]() |
43. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Установите новую прокладку крышки головки блока цилиндров на крышку головки блока цилиндров в сборе.
![]() |
44. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
Удалите весь прежний герметик с контактных поверхностей.
Нанесите герметик в 2 местах, показанных на рисунке.
Обозначения на рисунке *a Герметик - Герметик:
- Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Установите крышку головки блока цилиндров в течение 3 минут после нанесения герметика.
- После установки крышки головки блока цилиндров не запускайте двигатель, по крайней мере, в течение 2 часов.
![]() |
Установите крышку головки блока цилиндров и закрепите ее 8 болтами и 2 гайками.
Обозначения на рисунке *1 Гайка - Момент затяжки:
- Болт A:
- 11 N*m{112 kgf*cm, 8 ft.*lbf}
- Болт B:
- 14 N*m{143 kgf*cm, 10 ft.*lbf}
- Гайка:
- 11 N*m{112 kgf*cm, 8 ft.*lbf}
![]() |
45. УСТАНОВИТЕ ПАТРУБОК МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА |
С помощью торцевого шестигранного гаечного ключа на 12 мм установите патрубок масляного фильтра.
- Момент затяжки:
- 30 N*m{301 kgf*cm, 22 ft.*lbf}
![]() |
46. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР В СБОРЕ |
Проверьте и очистите установочную поверхность масляного фильтра.
Нанесите чистое моторное масло на прокладку нового масляного фильтра.
Навинтите маслянный фильтр на место вручную. Затяните его так,чтобы уплотнение прилегало к посадочной поверхности.
Используя специальный инструмент, затяните масляный фильтр.
- SST
- 09228-06501
В зависимости от места проведения работ выберите следующее:
- Если есть достаточно места, затяните масляный фильтр с помощью динамометрического ключа.
- Момент затяжки:
- 18 N*m{173 kgf*cm, 13 ft.*lbf}
- Если для использования динамометрического ключа недостаточно места, затяните масляный фильтр на 3/4 оборота вручную или обычным ключом.
- Если есть достаточно места, затяните масляный фильтр с помощью динамометрического ключа.
47. УСТАНОВИТЕ СВЕЧУ ЗАЖИГАНИЯ |
Установите 4 свечи зажигания с помощью свечного ключа.
- Момент затяжки:
- 19 N*m{194 kgf*cm, 14 ft.*lbf}
48. УСТАНОВИТЕ САПУН В СБОРЕ |
Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы сапуна в сборе.
- Герметик:
- Фирменный герметик 1324 от компании Тойота, Three Bond 1324 или аналогичный
С помощью ключа для контргайки шарового шарнира (22 мм) установите сапун в сборе.
- Момент затяжки:
- 19 N*m{194 kgf*cm, 14 ft.*lbf}
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Если совместно с ключом для контргайки шарового шарнира применяется динамометрический ключ, используйте формулу компенсации величины момента для расчета момента затяжки (Нажмите здесь).
49. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ |
Установите прокладку на крышку маслоналивной горловины в сборе.
![]() |
50. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ В СБОРЕ |
Установите крышку маслоналивной горловины в сборе на крышку головки блока цилиндров в сборе.
![]() |