Новый расчет ущерба по ОСАГО: методика обмана

Двенадцать лет нам пытаются доказать, что ОСАГО – это полноценная

защита интересов автовладельцев. Разбираемся в очередной инициативе

Российского союза автостраховщиков, предусматривающей единый стандарт

расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей.

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе

ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП

автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному.

Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это

привело? Страховщики выплачивали минимум – и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу

страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и

страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было

принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно.

Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ,

устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта – единый для всех

экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА – ведь нужно было

учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40

миллионов наименований!

БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ

Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным

зонам. Всего их тринадцать. Для каждой – свои ценники на запчасти. Чтобы

проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти

на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и

стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское

обозначение.

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и

разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли

это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в

ДТП, – седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км.

Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как

по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По

методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей,

тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта

автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница – 90 тысяч рублей! А если

брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница

сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

Основная причина нестыковок – стоимость запасных частей. Мы проверили

цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве.

Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно

ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы.

Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру,

неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за

час, у официалов расценки еще выше – от 1500 рублей. А в методике

указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического

региона, куда входит и Москва).

Чтобы выявить сложные повреждения, необходимо дорогостоящее оборудование. У большинства экспертов такого нет.

Чтобы выявить сложные повреждения, необходимо дорогостоящее оборудование. У большинства экспертов такого нет. Фото с сайта http://www.zr.ru


Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева,

некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно

выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные

системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах.

В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков

учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для

ремонта автомобиля.

НАЙТИ ВЫХОД

Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант – обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в

судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость

ремонта, – методика РСА. При этом, если разница между выплатой

страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее

отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой

иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше

этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта,

эксперт теперь не сможет – методика не позволит. Поэтому единственный

выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, – не брать деньгами, а

требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено

правилами ОСАГО.

Будет ли ремонт качественным? Об этом поговорим в следующий раз.

Источник: "За рулем"