В прошлом году российский рынок легковых автомобилей и по динамике и по объему оказался, как ни странно, на высоте. По крайней мере, падение на 10,3% и более 2 млн 480 тыс. проданных автомобилей надо рассматривать именно так. Напомним, что эксперты еще в первом полугодии прогнозировали падение 20% и продажи менее 2 млн штук.
Для начала мы хотели бы обратить внимание читателя, что в настоящей статье рассмотрены лишь ключевые сегменты рынка. Так, мы сознательно обходим легковые машины D и Е классов, где внимания достойны разве что лидеры. В непремиальном сегменте размерного класса E уверенно и с колоссальным отрывом лидирует Toyota Camry – в прошлом году ее приобрели 34 117 человек, в то время как ближайший преследователь Mazda6 нашла лишь 10 671 покупателей. С небольшим отставанием от Mazda6 идет Nissan Teana с результатом 9651 шт. Среди премиальных легковых моделей Е-класса первенствует Mercedes-Benz E – 7989 шт., за ним следуют BMW 5 (6646 шт.) и Audi A6 (5352 шт.). D-класс в непремиальном секторе практически сошел на нет, осталась горстка игроков. Россиянам следует обратить внимание на Opel Insignia (после рестайлинга спрос на модель оживился) и уходящий в небытие VW Passat B7. С небольшим перевесом – 4509 шт. против 4460 в 2014 году победила Insignia.
Итак, мы предлагаем разбивку по нескольким размерным классам, разделив машины и по типу – легковые и SUV. Прочие параметры мы не рассматривали, поскольку дробление было бы сильнее, и материал разросся бы до размеров министерской служебной записки.
Данные по компактным и полноразмерным кроссоверам мы представили, объединив премиум-сегмент, бюджетный и лоу-кост. В таблице седанов размерного класса В и маркетингового класса В+ представлены все ценовые сегменты. В таблицу моделей С-класса мы опять же собрали и немецкий «премиум», и французский, и даже «маркетинговый класс С+».
В общем, изучайте, сравнивайте, делайте выводы.
Седаны размерного класса В и маркетингового класса В+
Наряду с сектором компактных и субкомпактных кроссоверов, седаны В и В+ стали одним из «островков безопасности» российского рынка. Лидера было легко спрогнозировать, поскольку предприятие Hyundai в Санкт-Петербурге продолжало шпарить в трехсменном режиме даже во время декабрьской рыночной истерики. Часть машин здесь собрали с кузовами хэтчбек, но и седан Hyundai Solaris/Kia Rio опередил седан Lada Granta с результатом в 162 595 шт. Общее количество собранных Granta составило 152 810 шт., однако, если мы вычтем из этого числа лифтбеки, которые продавались с мая 2014 года (42 562 шт.), то обнаружим, что седанов Granta остается 110 248 шт. Впрочем, Hyundai Solaris/Kia Rio – автомобили разных брендов, что возносит Lada Granta на формальное первое место.
К слову, на седаны Priora приходится 33 301 автомобиль из общего числа Priora в 47 818 шт. Исполнения с коробкой AMT от ZF разошлись тиражом всего в 672 шт. – их начали продавать только под конец года.
Обращает на себя внимание отрицательная динамика общих продаж Granta – в 2013 машина нашла 166 951 покупателя – на 14 141 больше, чем в 2014 году. Lada в целом падает быстрее рынка: -15% против -10,3%, в то время как и Hyundai и Kia показывают -1%, притом, что Solaris/Rio в обоих кузовах дает хотя и небольшую, но положительную динамику.
Datsun on-DO, ставший де-факто модификацией Granta, поступил в продажу в сентябре 2014 года – дилеры реализовали 520 машин, а вот на ноябрь и декабрь пришлось 4011 и 5104 копий соответственно! Неудивительно, что российский менеджмент Datsun не стал откладывать дело в долгий ящик – тест хэтчбека mi-DO читайте на AUTO.RU в начале третьей декады февраля – сборка машины идет полным ходом.
Не перестает удивлять Nissan Almera, которая по итогам года замкнула десятку самых популярных моделей всего рынка! Не понятно, что будет в следующем году с Rapid: ведь достигнув своего пика в октябре (3099 шт.), он начали падать: в ноябре реализовано 2777 шт., в декабре – 2131 шт. Лифтбек продавался с апреля 2014 года и до новогодних праздников собрал 19 975 голосов. Отметим, что 15 767 покупателей выбрали исполнения с атмосферным мотором 1,6 л.
Примечательны результаты парочки Chevrolet. Ветеранский седан Aveo идет строго по ведомству размерного класса В, а позапрошлогодняя премьера Cobalt – уже в В+. Однако машины набирают практически одинаково и в сумме дают существенные 30 тыс. проданных экземпляров.
По набору игроков представленный сегмент еще далек от заполнения и, очевидно, имеет колоссальный потенциал к росту, хотя цены на автомобили здесь тоже зависят от курса рубля – локализация иных моделей (из тех, что собираются в РФ) не достигает и половины. В частности, это относится и к лидеру сегмента Solaris/Rio – у машины пока лишь 47%.
Доля Lada Granta liftback в общем объеме продаж Lada Granta может достичь половины уже в 2015 году
Продажи седанов размерного класса В и маркетингового класса В+ в РФ в 2014 г. (шт.)
1
Lada Granta
110 248
2
Hyundai Solaris
88 452
3
Kia Rio
74 143
4
Renault Logan
60 434
5
VW Polo
58 217
6
Nissan Almera
46 225
7
Lada Priora
33 301
8
Skoda Rapid
19 975
9
Chevrolet Cobalt
15 141
10
Chevrolet Aveo
14 267
11
Datsun on-DO
11 414
12
Citroen C-Elysee
1942
13
Peugeot 301
1 752
14
Chery Bonus 3
933
Модели класса C, все кузова
Сегмент, некогда бывший одной из точек роста российского рынка, начал падать еще два года назад. Первыми просели хэтчбеки, в прошлом году стали терять популярность и седаны С-класса. Динамика по многим моделям казалась катастрофической. Так, Ford Focus в 2014 году потерял 58%, Chevrolet Cruze – 45%. Меньше, но все же ощутимо потеряли в популярности Kia cee’d и сверхпродаваемая когда-то Corolla, одиннадцатое поколение которой запустили в России в позапрошлом году.
Из лидеров сегмента лучше всех держится Skoda Octavia. Ее последнюю версию стали продавать в РФ тоже в 2013 году, но в отличие от Corolla, «окташа» в прошлом году не потеряла, а приобрела. Уровень динамики, поражает воображение – за 2014 год реализация увеличилась почти втрое – с 13 663 до 35 292 шт. Отчасти это объясняется просто: 2013-й – не полный год продаж. С другой стороны, с конца мая в продажу поступили версии с атмосферным мотором в 1,6 л – только она дала 20% объема. Директор российского представительства бренда г-н Найман еще летом сообщал AUTO.RU, что эти исполнения могут собрать до трети покупательских голосов. Между тем, по нашим оценкам, в следующем году доля модификаций с 1,6 л может перевалить за 50%. Причина в большой потере стоимости версий Skoda, оснащаемых двигателями линейки TSI и коробкам DSG. Напомним, что мотор 1,6 л идет в паре с гидромеханическим «автоматом» японской компании Aisin, принадлежащей Toyota.
Несмотря на отрицательную динамику, сектор моделей С-класса остается ключевым в картине рынка легковых автомобилей. Многие модели, несмотря на относительно небольшие объемы продаж, оказывают существенную поддержку своим брендам. Так, Mazda3 – вторая по популярности модель Mazda – в прошлом году только прибавила. В структуре продаж версии, оснащаемые атмосферным двигателем 1,6 л, знакомым нам еще по первому поколению «трешки», занимают примерно половину, на них приходится 7849 машин, еще 5932 шт. – на 1,5-литровые версии с экономичным двигателем линейки Skyactiv. Версия с 2,0-литровым мотором, который стал базовым на «шестерке», почти не идет – продано только 534 машины.
Обращают на себя внимание результаты Citroen C4 Sedan и Peugeot 408 – эти модели многие эксперты относят к маркетинговому классу «седаны С+», который в этом году пополнился Nissan Sentra, собираемой в Ижевске. Несмотря на относительно невысокие продажи и низкий уровень локализации (не выше 35%), Sentra не спешат снимать с конвейера, более того, в этом месяце Nissan запустил на мощностях бывшего «Иж-Авто» еще и европейский хэтчбек С-класса Pulsar, который в РФ будут продавать под хорошо знакомым именем Tiida.
Skoda Octavia не исчерпала в 2014 году потенциал для роста
Продажи моделей С-класса (все кузова) в РФ в 2014 г. (шт.)
1
Skoda Octavia
35 292
2
Kia cee'd
29 758
3
Chevrolet Cruze
29 640
4
Toyota Corolla / Auris
29 115
5
Ford Focus
27 860
6
VW Jetta
23 564
7
Opel Astra
23 482
8
Mazda3
14 315
9
Kia Cerato
13 191
10
Citroen C4 Sedan
8908
11
Renault Fluence
8824
12
Geely Emgrand
7789
13
Peugeot 408
6539
14
Mercedes-Benz A, B, CLA
6484
15
VW Golf
6394
16
Hyundai i30
5686
17
Audi A3
5208
18
Renault Megane
5062
19
Hyundai Elantra
4898
20
Mitsubishi Lancer
4868
21
Lifan Solano
4047
22
Nissan Sentra
2380
23
Honda Civic
949
24
Lifan Cebrium
928
25
Citroen DS4
805
26
Citroen C4
683
27
Peugeot 308
654
28
Lifan Celliya
249
Субкомпактные SUV
На мировых рынках субкомпактные кроссоверы давно получили широкое распространение, однако сегмент еще далек от заполнения, особенно в России. В этом году свои модели должны представить Honda, Lifan, Haval, кроме того, не последнюю роль будет играть появившийся в 4 квартале 2014 года Ford EcoSport. За три последних месяца дилеры реализовали 2396 машин, причем на заходной месяц пришлось 122 экземпляра, остальные – на ноябрь (1190) и декабрь (1084). Стало быть, если менеджеры сумеют сохранить темп, EcoSport легко выйдет на третье место и очень поддержит падающий Ford: по итогам 2014 года американская марка не досчиталась 38%. Из тех, кто продает большие объемы, так сильно упал только Peugeot.
В таблицу мы собрали данные как по «самостоятельным» моделям, так и по субмоделям, отличающимся от «материнских» только увеличенным дорожным просветом и пластиковым обвесом по кузову. Подобным образом по указанию Бу Андерсона менее чем за один квартал скроили Lada Kalina Cross, однако полноценно поставить на поток машину пока не смогли. По состоянию на 22 января она разошлась тиражом всего 500 шт., причем за ноябрь – декабрь 2014 года реализовано 422 автомобиля, из которых только один оснащен 16-клапанным двигателем. В дополнение к этому еще 212 машин экспортировали в Казахстан.
Renault Sandero Stepway в предыдущем поколении продавался весь год и нашел 14 596 покупателей. Продажи нового Sandero Stepway пришлись на кризисный период – в ноябре реализовано 50 машин, в декабре – 868, но нет сомнений, что кроссовер второго поколения наберет скорость в 2015 году.
Лидерство Opel Mokka было совершенно предсказуемым – практически сразу же по выходу на рынок модель стала бестселлером бренда. Особенность заключается в том, что в отличие от подавляющего большинства конкурентов, Mokka не просто оснащается полным приводом, но и показывает крен потребительского интереса на версию 4WD. Популярность машине добавила и переднеприводная версия с АКП и мотором 1,4 Turbo, запущенная в начале лета. В этом году у Mokka будет сильный конкурент – должна выйти Honda HR-V, которая продается уже 1,5 года в Японии и Китае, а в конце прошлого года этот «паркетник» показали и американцам.
Opel Mokka. Пока его не достать...
Продажи субкомпактных SUV в РФ в 2014 г. (шт.)
1
Opel Mokka
22 763
2
Nissan Juke
20 454
3
Chery Tiggo FL
10 623
4
Suzuki SX4 Classic
3999
5
Geely MK Cross
2682
6
Ford EcoSport
2396
7
Peugeot 2008
1679
8
Suzuki Jimny
1218
9
Changan CS35
1119
Компактные SUV
Наряду с сегментом седанов В и В+, сегмент компактных кроссоверов в этом году стал опорой российского рынка. Интересно, что «паркетники» С-класса занимают особое место не только в структуре бюджетных брендов, но отвоевывают территорию и в «премиуме».
В сводной таблице собраны игроки различных ценовых сегментов – и лоу-костеры, и «бюджетники», и «премиалы». Лоу-костер Renault Duster ожидаемо стал лидером российской армии компактных SUV, несмотря на то, что московский завод Renault остановил конвейер еще 11 декабря. За ним следует Toyota RAV4, до которой Hyundai ix35 не дотянул 4 тыс. экземпляров. Едва не дотянул до четвертого места Nissan Qashqai второго поколения. Дело в том, что Nissan, стараясь распродать предыдущий Qashqai, в первом квартале стал сильно демпинговать, поэтому в какой-то момент неожиданно возник дефицит экземпляров: старые закончились, новые еще не пришли. Если бы поставки начались раньше, вероятнее всего, Qashqai показал лучшие продажи. Собственно, в нынешнем году этот паркетник окажется на позицию выше – его сборка начинается на заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Кроме того, еще в декабре был запущен X-Trail третьего поколения, который в отличие от своего «младшего» брата вышел в РФ с кардинально новым экстерьером – специалисты уже не прочат ему былого успеха.
Кроссовер CX-5 стал бестселлером Mazda, и помог бренду показать лучшую динамику в секторе непремиальных марок в 2014 году. Наряду с Mazda6 – еще одним «паровозиком» продаж Mazda – CX-5 прошел рестайлинговую процедуру (новинку показали на автосалоне в Лос-Анжелесе в конце прошлого года). Отметим и результат Lifan X60 – это, пожалуй, единственная китайская модель, которая продается почти на равных с лучшими представителями сегмента. В этом году в РФ ожидается рестайлинговая версия. Однако менеджерам бренда есть над чем подумать, ведь на Lifan X60 приходится 72% всех российских продаж.
В премиальном сегменте под конец года случилось прибавление: в сентябре поступила в продажу гибридная версия Lexus NX. До праздников в шоу-румах стали предлагать еще два исполнения – на сей раз с традиционным силовым агрегатом. В нынешнем году выбор пополнился и турбированной версией NX200t, которая будет доступна только с полным приводом. Если вспомнить, что бренд Lexus в целом показал в 2014 году лучшую динамику в премиум-сегменте (+21%), при том что и Audi, и BMW упали на 6% и 16% соответственно, стоит предположить, что Lexus NX сможет навязать борьбу прямым конкурентам – Audi Q3 и LR Range Rover Evoque.
Renault Duster дешевле всех
Продажи компактных SUV в РФ в 2014 г. (шт.)
1
Renault Duster
76 138
2
Toyota RAV4
38 919
3
Hyundai ix35
34 814
4
Nissan Qashqai
30 907
5
Kia Sportage
30 606
6
Mitsubishi Outlander
28 969
7
Mazda CX-5
24 953
8
Nissan X-Trail
23 573
9
VW Tiguan
22 186
10
Mitsubishi ASX
21 989
11
Lifan X60
17 007
12
Ford Kuga
15 713
13
Honda CR-V
15 543
14
SsangYong Actyon
14 225
15
Skoda Yeti
12 718
16
Great Wall H3/H5
11 606
17
Subaru Forester
10 785
18
Suzuki Grand Vitara
7859
19
Chevrolet Captiva
7068
20
Audi Q3
7044
21
Volvo XC60
6783
22
Suzuki SX4
6328
23
Opel Antara
6078
24
Land Rover Freelander 2
5385
25
Subaru XV
4429
26
Land Rover Range Rover Evoque
4311
27
Geely Emgrand X7
4228
28
Mercedes-Benz GLA
3506
29
BMW X1
3130
30
Renault Koleos
2171
31
Chery Tiggo 5
1567
32
Volvo V40 Cross Country
1364
33
Peugeot 3008
1302
34
Great Wall H6
995
35
Lexus NX
627
Полноразмерные SUV
Особо значимым редакция AUTO.RU считает сегмент полноразмерных кроссоверов и внедорожников. «Застрельщики» здесь показывают такие продажи, что иным торговцам дешевых легковушек остается только завидовать. Как и в случае с компактными SUV, мы объединили в эту группу и кроссоверы, которым покорится только легкое бездорожье, и внедорожники, конструкция которых до сих пор строится на раме.
Лидирует здесь неувядающий Land Cruiser Prado – по проходимости с ним поспорит разве что еще более неувядающий «гелик», оснащаемый блокировкой дифференциала переднего моста. LC Prado такой опции лишен, но это не смущает покупателей – «японец» продается в 17 раз лучше «немца». Ближайшие преследователи, которых по формальным признакам можно было бы сравнить с LC Prado, отстают более чем в половину. Так, на VW Touareg доступна «внедорожная» трансмиссия, устанавливавшаяся еще на модели первого поколения, но взять ее можно в паре только с одним двигателем – 3,0-литровым дизелем, который доступен и с «паркетной» трансмиссией. Продажи «грязевого» VW Touareg составили лишь 4% от общего объема продаж модели. Ни шатко ни валко идет Mercedes-Benz M с опциональным On&Offroad-пакетом, у которого, к слову, нет даже блокировки заднего дифференциала. Впрочем, вряд ли у владельцев таких исполнений хватит ума соревноваться с «прадиком» на дальность езды по снежной целине. Хотя, поизучаешь иной раз форумы владельцев и поймешь, что для кого-то и BMW X5 – внедорожник.
К слову, в стане полноразмерных люксовых кроссоверов лидирует все тот же Mercedes-Benz M, и, что характерно, за ним следует Jeep Grand Cherokee, нынешняя версия которого спроектирована на том же Mercedes-Benz M второго поколения. BMW X5 не попал даже в тройку, уступив место Land Rover Range Rover, которым российский рынок еще не наелся. Впрочем, у баварца есть близкий родственник, который тоже «делает кассу» – это уникальный (пока) BMW X6.
Этот сегмент из представленных в настоящей статье нам кажется одним из наиболее устойчивых в нынешнем году. Россияне, очевидно, продолжат покупать большие SUV.
Жаль, что в России не продавали 3-дверную версию LC Prado!
Продажи полноразмерных SUV в РФ в 2014 г. (шт.)
1
Toyota Land Cruiser Prado
17 369
2
Toyota Land Cruiser 200
14 666
3
VW Touareg
7934
4
Mercedes-Benz M
6257
5
Mercedes-Benz GL
6251
6
Jeep Grand Cherokee
6085
7
Land Rover Range Rover
4557
8
Ford Explorer
4175
9
BMW X5
3998
10
Nissan Pathfinder
3727
11
Land Rover Range Rover Sport
3663
12
Lexus LX
2987
13
Land Rover Discovery 4
2894
14
BMW X6
2619
15
Porsche Cayenne
2387
16
Lexus GX
2332
17
Audi Q7
2320
18
Nissan Patrol
1300
19
Honda Pilot
1256
20
Mercedes-Benz G
1002
21
SsangYong Stavic
974
22
Infiniti QX80
934
23
Kia Mohave
511
24
Cadillac Escalade
359
25
Mazda CX-9
222
Топ-10
Наконец, представляем десятку наиболее популярных моделей на рынке, в привязке к «юридическому» названию, определяемому импортером. Объем проданных единиц учитывает все кузова, в которых выпускается автомобиль с данным названием, и экземпляры всех поколений модели, проданные в 2014 году.
Топ-10 популярных моделей в 2014 году (шт.)
1
Lada Granta
152 810
2
Hyundai Solaris
114 644
3
Kia Rio
93 648
4
Renault Duster
76 138
5
Lada Kalina
65 609
6
Lada Largus
65 156
7
Renault Logan
60 434
8
VW Polo
58 953
9
Lada Priora
47 818
10
Nissan Almera
46 225