Обзор двигателей Toyota 3S-FE 4S-FE 3S-GE 3S-GTE 3S-FSE

"S" (R4, ремень)
Наиболее удачная и проверенная серия моторов, а с учетом их массовости - вообще лучшие тойотовские двигатели. Устанавливались на автомобили  классов "D", "D+", "E", (3S-FE
- Corona/Carina/Caldina, Camry-Vista, 4S-FE - Corona/Carina/Caldina,
Camry-Vista, MarkII/Chaser, 5S-FE - Camry-Scepter, Camry-Gracia).

3S-FE
- базовый двигатель серии, лучшие его модификации выпускались с 1990  по 1996 год. Мощный, надежный и неприхотливый. Без характерных  недостатков, за исключением, пожалуй что, шумности (в равной степени  относится и к цилиндрам, и к шуршанию многочисленных шкивов и роликов) и "замедленного поступления масла к распредвалам при запуске".  Конструктивные минусы для обслуживания - во-первых, и помпа, и масляный  насос приводятся ремнем ГРМ, еще и дополнительно его перегружая,  во-вторых, движок под капотом расположен весьма неудобно (завален к  моторному щиту).

4S-FE - вариант с  уменьшенным рабочим объемом, по конструкции и в эксплуатации полностью аналогичен 3S-FE. Для большинства моделей его характеристик достаточно, но для семейства Mark II он совершенно не подходит ни по динамике, ни  по ресурсу.

3S-GE - форсированный вариант (как принято о нем говорить, "головка блока разработки  Yamaha"). В целом будут верны те же замечания, что и для 4A-GE, разве что степень форсировки здесь до недавних пор (без Dual VVT-i и т.п.) была поменьше. Но для приспортивленных машин, построенных на базе D-класса, этот двигатель оптимален.

3S-GTE - турбированный вариант. Нелишне вспомнить недостатки наддувных двигателей: они дороже в эксплуатации (самое лучшее масло и минимальная периодичность его замен), сложнее и дороже в обслуживании и ремонте, существенно ниже ресурс и очень велика вероятность быстрого выхода из строя турбины. При прочих равных условиях следует помнить: турбодвижок в Японии брался не для езды "в булочную", поэтому вопрос об остаточном ресурсе всегда будет открытым. Тем более это важно для пробежной по россии машины.

3S-FSE - пример того, как легко неуемной жаждой совершенствования превратить отличный движок в кошмар. Так японцам удалось изготовить самый плохой (по нашим условиям) в гамме бензиновый мотор - с непосредственным впрыском (D4). Брать автомобили именно с этим двигателем однозначно не рекомендуется. Или, если это так уж кажется неизбежным, следует реально представлять, с чем столкнется владелец, как и за сколько сможет его периодически восстанавливать, а главное - зачем ему нужны эти проблемы. Подробное его описание требует отдельной книги, но в двух словах: основная проблема - выход из строя ТНВД, что ведет не только к перебоям в работе двигателя, но и, при несвоевременном обнаружении, попаданию значительного количества бензина в картер двигателя и вытекающему катастрофическому износу коленвала и всех прочих "трущихся" элементов. Во впускном коллекторе из-за работы системы EGR накапливается большое количество нагара. А "кулак дружбы" - так вообще стандартный конец карьеры для очень многих 3S-FSE (еще более неприятная "болезнь" этого мотора - обрывы шатунов). Впрочем, заморочек хватает и по остальным системам двигателя, имеющего очень мало общего с нормальными моторами серии S.

5S-FE - версия с увеличенным объемом для больших переднеприводных моделей. Минус - как в большинстве двигателей объемом более 2 литров и с учетом класса машин, японцы установили на нем балансирный механизм с шестеренным приводом (неотключаемый и сложно регулируемый), что не может не сказаться на общем уровне надежности и требованиях к маслу.

Система зажигания - трамблерная на ранних моторах, с середины 1996 года
DIS-2 или DIS-4. Бензин - 92-й для "гражданских" модификаций и,
желательно, 95-й для заряженны

Двигатель4S-FE3S-FE3S-GE3S-GTE3S-FSE5S-FE
V (см3)183819981998199819982164
N (л.с. / при об/мин)125/6000128/5600190/7000260/6000145/6000140/5600
M (Нм / при об/мин)162/4600182/4400206/6000324/4400196/4400191/4400
Степень сжатия9,59,511,09,011,09,5
Бензин (рекоменд.)929295>959292
Система зажиганияDIS-2DIS-2DIS-4DIS-4DIS-4DIS-2
Гнут клапананетнетдада*данет



Вентилятор системы охлаждения Проверка без снятия

Вентилятор системы охлаждения  Проверка без снятия

Цепь питания ЭБУ иммобилайзера (без системы посадки и запуска)

Цепь питания ЭБУ иммобилайзера (без системы посадки и запуска)

Устранение ошибки P0110 P0112 P0113 SFI 1AZ-FE

Устранение ошибки P0110 P0112 P0113 SFI 1AZ-FE

Устранение ошибки P0335 P0339 SFI 1AZ-FE

Устранение ошибки P0335 P0339 SFI 1AZ-FE

Стандартные болты

B2274 Сбой контроля ACC

B2274    Сбой контроля ACC

Проверка без снятия с автомобиля

Проверка без снятия с автомобиля

Снятие

Снятие

Система охлаждения 2AD-FHV

Расположение деталей SFI 1AZ-FE

Расположение деталей SFI 1AZ-FE

Active test SFI двигателя 1AZ-FE

Контрольная лампа 4WD не включается